Личная безопасность ребенка (статьи)

На Главную

102. Основы безопасности жизнедеятельности

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель
ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда.
Автор большинства материалов данного сайта.
http://www.ivalex.vistcom.ru/obz.htm

 

1. Предотвращение несчастных случаев

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz5.htm

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

Вашему малышу скоро исполнится два года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.

По мере того, как ребёнок растёт, меняется его интерес к повседневно окружающим вещам. И именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности: превратить свой дом в зону без риска, принять благоразумные меры предосторожности.

Факты.

Несчастные случаи - наиболее распространённая причина, угрожающая здоровью и жизни детей. Каждый год несколько сотен тысяч пострадавших детей отправляются в больницы за помощью. Ежедневно в результате несчастных случаев жизни трёх детей угрожает серьёзная опасность.
Много трагедий разыгрывается дома, и проведённые исследования показали, что самые тревожные «домашние» месяцы - летние, чаще всего июль, а самое «подходящее» время - как правило, вечер воскресенья!

Почему происходят несчастные случаи.

Несчастные случаи - следствие того, что родители, особенно женщины, находятся под избыточным напряжением или слишком заняты. Это неудивительно, так как большинство из нас выполняет по меньшей мере десять тысяч различных обязанностей, одновременно присматривая за малышами. Но это ещё не всё.

Родителям необходимо спросить себя, КАКИЕ изменения они могли внести, чтобы обезопасить свой дом. Меры предельно просты. Для начала как-нибудь присядьте на корточки, на уровень роста ребёнка и попробуйте взглянуть на вещи из его положения. Посмотрите на тянущийся провод электрочайника (причину самых ужасных ошпариваний) и рукоятки сияющих сковородок, торчащие над плитой; откройте дверцу, за которой скрыт набор бутылочек разных цветов и форм с отбеливателем, чистящими средствами, возгораемыми жидкостями: Хоть и несколько наивный приём, но он поможет Вам понять, как притягательны для ребёнка окружающие его предметы.

Маленькие дети не осознают риска - у них просто нет опыта, который подсказал бы им, что может навредить им, а что - нет. Они не видят различий, например, между опасными веществами с неприятным вкусом и безобидными продуктами питания, пока им не исполнится примерно три года.

 

 

2. Первая помощь при попадании в организм инородного тела

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz13.htm

Инородные тела (кости, пуговицы и др.) нередко попадают в глотку и пищевод детей и, застревая там, приводят к затруднению при приеме пищи, к повреждениям, а при длительном их пребывании там - и к прободению стенки глотки или пищевода, развитию гнойного процесса в окружающих тканях.

Пострадавшего необходимо срочно направить к врачу. Запрещается прием пищи или проглатывание хлебных корок для проталкивания инородного тела в желудок. Если инородное тело из пищевода попало в желудок, то через 2-3 суток оно безболезненно выйдет естественным путем.

При попадании инородного тела в желудок и кишечник не следует ограничивать ребенка в пище, а также давать ему слабительные средства.

Голодная диета, уменьшая перистальтику, задерживает выход инородного тела, слабительные же средства, наоборот, значительно усиливают сокращение стенок кишечника, что может способствовать их повреждению инородным телом. В указанных случаях ребенку нужно давать мягкий хлеб, каши, кисели, т. е. такую пищу, которая, обволакивая инородное тело, защищала бы стенки желудка и кишечника от повреждений. Если проглоченный предмет был острым (гвоздь, игла, вилка и др.), ребенка немедленно направляют в больницу.

При попадании инородных тел в гортань, трахею или бронхи у ребенка внезапно наступает приступ удушья (асфиксия), сопровождающийся посинением лица и губ, судорожным кашлем. В большинстве случаев, при небольших размерах инородного тела, после сильного приступа кашля дыхание ребенка восстанавливается, так как предмет со струей воздуха выбрасывается наружу. Если же инородное тело остается в дыхательных путях, оно может вызвать там воспалительные процессы или закупорку бронхов и остановку дыхания. Поэтому при первых признаках асфиксии ребенка следует немедленно отправить в больницу.

Инородное тело в конъюнктиве и роговице глаз (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.) вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

При попадании инородных тел в ухо (горошина, бусина, пуговица и др.) ребенок жалуется на шум, наличие в ухе чего-то постороннего, нередко отмечается ухудшение слуха. Особенно неприятные ощущения могут вызвать насекомые, попавшие в ухо: мухи, муравьи, пауки и пр.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удается, его направляют к врачу.

Инородное тело, попавшее в нос ребенка, затрудняет дыхание, вызывает чихание, а в запущенных случаях обильные слизисто-кровянисто-гнойные выделения. Чтобы удалить инородное тело из носа, ребенку надо предложить зажать здоровую ноздрю и с силой высморкаться; раздражая слизистую носа перышком, бумажкой, вызвать у него чихательный рефлекс. Если предлагаемые меры не помогут, ребенка следует направить к врачу.

 

3. Безопасность в доме

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz2.htm

Опасность первая.
Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая.
Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.
Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).
Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья .
Лекарства и бытовая химия.

Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая).
ГАЗ.

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.


4. Личная безопасность дома и на улице.

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".
Правило 3. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.
Правило 4. Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.
Правило 5. Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.
Правило 6. На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.
Правило 7. Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.

Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице.
Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.

Правило 1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.
Правило 2. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.
Правило 3. Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.
Правило 4. Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.
Правило 5. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными.
Правило 6. Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.
Правило 7. Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.


5. Пожарная безопасность.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Правило 3. Не суши бельё над плитой.
Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).


6. Если в доме начался пожар.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Правило 5. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Правило 7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.


7. Безопасность на дорогах.

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать
Правила дорожного движения!

Правило 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".
Правило 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Правило 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Правило 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.
Правило 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Правило 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Правило 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Правило 8. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:
автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Правило 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.


8. Безопасность на воде.

Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде.

Правило 1. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.
Правило 2. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.
Правило 3. Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.
Правило 4. Нельзя заплывать за буйки.
Правило 5. Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.
Правило 6. Никогда не играй в игры с удерживанием "противника" под водой - он может захлебнуться.
Правило 7. Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.
Правило 8. Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.
Правило 9. Игры в "морские бои" на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

 

9. Безопасность в Вашем доме

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz1.htm

Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого Вам придётся приобрести «привычку к безопасности». Вот несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить:

•  Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;

•  Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине;

•  Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике;

•  Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка;

•  Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся штепсели и подводящие провода;

•  Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы;

•  Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежании засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому в разных направлениях в одно и то же время!

И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают «яды» в шкафчике под раковиной. Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка.

Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл !

Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает!

Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется!

Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!

 

10. Что могут сами дети

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz7.htm

Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка.

НАЧИНАЯ с 3-4 лет

- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет

- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет

- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 лет

- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину опытные пешеходы;
- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

11. Соблюдать правила необходимо и в автомобиле.

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
•  Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
•  Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
•  Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
•  Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
•  Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

 

12. Конспекты занятий по ОБЖ

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz6.htm

СПЕКТАКЛЬ ПО ОБЖ

«Десять советов майоров Мурова
или как вести себя с незнакомыми взрослыми».

( Зрители ждут появления артистов. Появляется майор Муромов) .
Майор: Здравия желаю. Я - майор Муромов.
Ведущий: А где же капитан Пал Палычев?
Майор: Капитан Пал Палычев отозван по особо важному заданию. Было похищен сразу несколько детей. Капитану поручено вести это дело по следу. Ведущий: Какой ужас. Скажите, а вы не могли бы объяснить нашим ребятам, какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать неприятности? Майор: С удовольствием. И не только расскажу, но и покажу. А вы ребята, мне поможете.

Правило N 1: Ни в коем случае не открывайте дверь квартиры, если звонит незнакомый человек, а вы дома одни. На все вопросы и просьбы отвечайте « как это делает наш герой.

(Открывается занавес. Дверь. За ней сидит девочка. К двери подходит переодетый бандит. На все его вопросы просьбы открыть дверь девочка отвечает «нет», несмотря на то, что он переодевается почтальоном, врачом «скорой помощи», милиционером. Наконец он начинает ломать дверь. Девочка выглядывает в окно и зовет на помощь соседей, звонит «02»)

Правило N 2: Если вы дома одни, то на телефонные звонки «Дома ли родители Когда они придут?», лучше отвечать, что они заняты. Итак мы снова смотрим.

(Занавес открывается. Та же девочка, опять одна. Звонок по телефону. На другом конце провода - бандит.
- Здравствуй, меня зовут Петр Иванович. Я друг твоего отца. Он просил меня заехать за тобой и завести в цирк.
- Я с вами никуда не поеду. Папа и мама не разрешают.)
Снова девочка одна играет, звонит телефон. На другом конце - бандит. Он интересуется, дома ли родители. Девочка отвечает, что папа в ванной, бабушка спит, а мама пошла к соседке за луком . Майор: Ну вот пока и все. А сейчас я хочу у вас спросить, все ли вы правильно запомнили.

1. Что вы ответите, если незнакомый спросят по телефону, одни вы дома или нет?
2. Что вы станете делать, если кто-то пытается открыть вашу квартиру?
3. Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
4. Пойдете ли вы куда-нибудь с незнакомым человеком?
5. Почему волку удалось съесть семерых козлят? Майор: Молодцы, ребята. А сейчас мне пора. Пал Палычу может понадобится моя помощь. Но я обязательно к вам приду, и в следующий раз мы поговорим о безопасности на улице.

ГРОЗА

ЦЕЛЬ: побеседовать с детьми о том, что такое гроза и как себя вести во время грозы

ХОД:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о грозе. Гроза - это атмосферное явление, при котором в кучевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают молнии.

«Гроза» А.Л. Барто

Начинается гроза
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза
В небе вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зеленом сквере
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери...
Ребята, а теперь я вам расскажу какие нужно соблюдать правила, если началась гроза.

Правило N 1 : Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.

Правило N 2 : Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящие деревья ми. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.

Правило N 3 : Лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как будто ласково играя,
Как бахнет издали ведром!
Но знает вся моя деревня,
И знают все мои друзья,
Что под высокие деревья,
От молний прятаться нельзя.
Пусть далеко идти до дома,
Но нам друзья неведом страх.
И я бегу из водоема
И прячусь от грозы в кустах.
Люблю грозу в начале мая,
Пусть гром гремит и дождь идет,
И ярко молния сверкает!..
В меня она не попадет!
А теперь ребята посмотрите на этот рисунок (ОБЖ 1 кл. стр.171) и скажите, кто из этих ребят рискует пострадать от молнии? А теперь давайте рассмотрим нашу ширму. Что же нам советует Стасик, что нужно делать, если началась гроза?

ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ И ЯГОДЫ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с тем, что такое ядовитые растения.

ХОД:

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о ядовитых растениях. Ядовитыми называются растения, содержащие химические вещества, которые попав в организм человека или животного, вызывают отравления. Отравление может привести к тяжелому заболеванию или смерти. Для самого ядовитого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Они защищают растения от животных, которые могли бы съесть его стебли, листья или семена. Нередко ядовитые растения с виду даже красивы. Кажется, что может быть нежнее ландыша? А в его ягодах и корнях таятся ядовитые вещества.

Правило N 1: Собирай только знакомые тебе грибы и ягоды.

Правило N 2: Ни в коем случае не пробуй незнакомые тебе ягоды и грибы.

Правило N 3: Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы и ягоды, которые ты собрал в лесу. Старайся запомнить, какие грибы и ягоды съедобны, а какие нет.

«Вкусный суп».
Ведьма суп сварить решила.
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костер
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор -
Отыскала мухомор,
Для приправы - бузины,
Для отравы - белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины...
Супчик вышел то что надо:
Целых двадцать литров яда.
А сейчас, ребята, я вам прочитаю сказку В. Гауфа «Маленький Мук». И вы узнаете, что случилось с Маленьким Муком после того, как он поел незнакомых ягод. (После прочитанного - беседа по содержанию сказки).

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ

ЦЕЛЬ : познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, в парк, на Волгу.

Ход беседы .

В природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью происходит не часто. Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали со взрослыми, человека подстерегает множество опасностей. Опасность 1 : в лесу можно заблудиться.

Правило N 1: Что бы не заблудиться, не ходи в лес один.

Правило N 2: В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудились
В темном лесу
И встретите злую сову,
Вы крикните только
Погромче «АУ!»
И вам отзовется «АУ!»

Правило N 3: Если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят.

Правило N 4: Присядь, внимательно прислушайся к звукам. Может быть откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей.

Правило N 5: Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в этом направлен Если звук становится громче - ты идешь правильно.

Правило N 6 : Если тебе встретится река или большой ручей, иди по течению. Этот путь как правило приводит к жилью.

Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу ? («Маша и медведь», «Три медведя», «Красная шапочка») А теперь сядьте поудобнее, сейчас я расскажу вам сказку...

ПОЖАР В ЛЕСУ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности в лесу.

ХОД :

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах пожарной безопасности в лесу.

Правило N 1: Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

Правило N 2: Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички -
Нет жилья у бедной птички...
После страшного огня
Не осталось даже пня.

Правило N 3: Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.

Правило N 4 : Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Ребята, посмотрите вот на этот рисунок (ОБЖ 1 кл. стр.170) и скажите правильно ли поступают эти ребята.
А теперь я вам прочитаю рассказ Г.Цыферова «Жил на свете слоненок». После прочитанного, беседа по содержанию.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОБЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ.

ЦЕЛЬ : познакомить детей с правилами общения с животными.

ХОД:

Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно общаться с домашними животными. Животных надо любить, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными.

Правило N 1: Даже если ты боишься собак, никогда этого не показывай. Собака может это почувствовать и напасть на тебя.

Правило N 2 : Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.

Правило N 3: Помни, что взмахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.

Правило N 4: Если тебе хочется погладить собаку, спроси разрешения у ее хозяина. Гладь ее осторожно, не делая резких движений.

Правило N 5 : Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.

Правило N 6 : Не подходи к собаке, сидящей на привязи.

Если вы собрались в гости,
А собака у ворот,
Колбасы собаке бросьте
Или с сыром бутерброд.
Киньте ей сардельку в миску,
Можно свежую сосиску,
После парочки котлет
Предложите ей паштет.
Предложите ей тушонку,
Ножку курицы, печенку,
Наконец, кидайте фарш
И в ворота смело - марш!
А собака зарычала -
Начинайте все сначала...
Ребята, вы прослушали сейчас шуточное стихотворение, что нужно делать, если вы вышли на улицу, а у подъезда сидит собака.

Правило N 7: Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Их часто Учат бросаться на людей, подошедших близко.

Правило N 8: Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.

Итак, ребята, мы с вами поговорили о том, что собаки бывают не только добрые, но и злые. А сейчас мы поговорим о том, чем же могут быть опасны кошки. Кошки могут сильно нацарапать и покусать. Надо помнить, что и от кошек и от собак, передаются людям болезни - лишаи, чесотка, бешенство. Бешенство - очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От нее можно даже умереть.

Правило N 9: После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.

Правило N 10: Если тебя укусили собака или кошка, сразу же скажи об этом родителям, чтобы, они немедленно отвели тебя к врачу.

И еще я расскажу вам о том, как нужно вести себя с коровой, ведь у некоторых из вас бабушки живут в деревне и у них есть коровы, козы, овцы.

Правило N 1 : Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам.

Нам дает здоровье
Молоко коровье.
Но если хочешь быть здоровым
То не подходи к коровам!

Правило N 2: Встретив на пути стадо коров, обойди его.

Правило N 3 : Будь осторожен с телятами. У них чешутся рожки, они могут нанести тебе серьезную травму.

А теперь давайте вспомним мультфильм «Трое из Простоквашино». Что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным? Что нужно сделать если тебе хочется погладить чужую собаку?

Иванищина Ольга Николаевна - старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.
http://www.ivalex.vistcom.ru/obz.htm