Курс «Личная безопасность ребенка»

На Главную

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МОУ гимназия № 205 «Театр»

КУРС
«ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА»
(для детей от 7 до11 лет)

Длительность основного курса – 3 месяца

 

Разработчик:
Рулев М.А.,
учитель высшей категории,
кандидат педагогических наук

 

Екатеринбург
2008 г.

Сертификат соответствия

Пояснительная записка

За последние годы во много раз выросло количество преступлений, направленных против детей.
По данным ГУВД по Свердловской области, только за 2007 год жертвами преступлений в России стали 161,6 тысяч несовершеннолетних, из них 2,5 тысячи детей погибли. В отношении более 70 тысяч подростков совершены преступления, сопряженные с насильственными действиями. 8,8 тысяч детей подверглись сексуальным домогательствам.
Сегодня дети, как никогда раньше, подвергаются большой опасности стать жертвами насилия. Именно поэтому родителям и учителям необходимо использовать все доступные средства, чтобы защитить детей и, что еще важнее, научить их самостоятельно находить верное решение, а если нужно, и защищаться.
В настоящее время в деле подготовки детей в области личной безопасности возрастает роль и ответственность системы образования. Только обучая детей через систему образования, можно обеспечить повышение уровня культуры их безопасности.
Наиболее целенаправленно и полно эти вопросы можно рассмотреть в курсе «Личная безопасность ребенка», содержание которого охватывает теорию и практику защиты детей от чрезвычайных ситуаций, вызванных человеческим фактором.
Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся начальной школы. У школьников от класса к классу должны вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу, умение и готовность  к грамотному поведению в повседневных контактах с людьми.
Для обеспечения личной безопасности определяющую роль играет не столько уровень знаний ребенка об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько развитие практических навыков обеспечения собственной личной безопасности, а также безопасности окружающих.
Программа курса «Личная безопасность ребенка» разработана с учетом требований федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г.) и регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.), в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», закона РФ «О безопасности», иных законодательных актов Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О безопасности» (далее – Закон)  закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Закон дает следующие определения системообразующих понятий.
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности  прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
При этом  граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Следовательно, каждый гражданин имеет в рамках соответствующих законов не только право на обеспечение собственной безопасности своими силами, так и право помочь другим людям в организации их собственной системы безопасности.
Современный мир нельзя назвать безопасным. Но родители, отпускающие своих детей в школу или секцию, должны иметь возможность обучить их правилам личной безопасности, чтобы уменьшить возможные риски жизни и здоровью. При этом рассчитывать можно только на самих детей, на их знания и опыт, поскольку родители не могут быть всегда рядом.
Однако взрослые могут заложить мощный фундамент безопасности детей, развивая навыки безопасности и создавая чувство уверенности в своих силах и внутренней защищенности.
Новизна программы курса «Личная безопасность ребенка» заключается в узкой направленности на решение проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями социального характера, в углубленном исследовании таких ситуаций и способов обучения ребенка вести себя в них уверенно и осторожно.
На настоящий момент программ, подобной этой, создано очень мало. Рассмотрим некоторые из них.
Интересна программа Центра дополнительного образования для детей «Истоки» при комитете по образованию Администрации Волгограда. Программа «Виктимное поведение и правонарушения в молодежной среде» составлена социальным педагогом МОУ Центра «Истоки» Гончаровым Е.Ю., Волгоград, 2002.
Рекомендуемый возраст – 15-16 лет. Поэтому при всех безусловных плюсах программы она ориентирована на подростков и большинство рассматриваемых вопросов не подходит для рассматриваемого возраста 7-11 лет (1-4 классы).
Фундаментальное значение имеет учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1–4, 5, 6, 7, 9 классов) / В.Н. Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. – Екатеринбург, ИРРО, 2006.- 34 с.
В этой важнейшей программе, реализующей ГОС НРК Свердловской области, решению вопросов личной безопасности ребенка уделяется следующее количество часов: 1-4 класс: 1 час, 5 класс: 3 часа, 6 класс: 2 часа, 7 класс: 3 часа, 9 класс: 3 часа. Для возрастной категории 1-4 классов предлагаемый курс «Личная безопасность ребенка» является прекрасным дополнением.
Автор делает вывод, что в Свердловской области программ, подобных программе курса «Личная безопасность ребенка», не существует, что позволяет ей претендовать на звание авторской.
Актуальность программы определяется, во-первых, тем фактором, что удовлетворение потребности ребенка в безопасности является необходимостью и основой для его гармоничного развития.
Во-вторых, следует отметить увеличение количества освещаемых в СМИ случаев преступных посягательств на жизнь и здоровье детей.
Нужно помочь детям научиться самостоятельно оценивать меру безопасности и предоставить им возможность быть максимально свободными.
Безопасность является естественной потребностью человека, что доказано в работах американского психолога Абрахама Маслоу.
Сердцевиной в концепции А. Маслоу является его представление о системе человеческих потребностей. Он полагал, что потребности человеку генетически заданы и иерархически организованы по уровням.
Эту иерархию потребностей традиционно принято представлять в виде пирамиды (знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу).
Выделяются следующие уровни снизу вверх:
1. Физиологические потребности (в пище, в воде, сне, кислороде, оптимальной температуре и др.).
2. Потребности, связанные с безопасностью  (стабильность, порядок, предсказуемость окружения, безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности).
3. Потребности в социальных связях (как потребности быть в социуме, быть в окружении людей, в аффективных отношениях с другими, в любви и нежности).
4. Потребности в самоуважении (в самоценности), в признании, одобрении.
5. Потребности в самоактуализации как реализации собственных возможностей и способностей.
Безопасность является базовой потребностью человека и тесно связана с его развитием. Движение вперед, как правило, происходит маленькими шагами, и каждый шаг вперед возможен благодаря ощущению безопасности, когда ребенок вступает в неведомое с надежного родного «плацдарма», когда смелость основана на возможности отступления.
Уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости. Угроза безопасности – означает отступление назад, к более фундаментальному уровню.
Поэтому стремление к обеспечению собственной безопасности заложено в каждом ребенке, и задача общества – подержать это стремление, научить маленького человека обеспечивать личную безопасность на каждом этапе его развития.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем. Курсы ОБЖ и КБЖ обобщенно знакомят ребенка со всеми возможными опасностями окружающего мира и обучают способам предотвращения, избегания чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера и способам действия в таких ситуациях.
Кружки и секции юных туристов, пожарных, инспекторов дорожного движения тщательно изучают вопросы соответствующей узкой тематики.
Курс «Личная безопасность ребенка» может быть использован как в качестве программы дополнительного образования, так и в рамках факультатива; курс позволяет углубленно изучить чрезвычайные ситуации социального характера тем учащимся, которым это особенно необходимо.
Цель курса «Личная безопасность ребенка» заключается в изучении специализированных знаний, освоении умений и навыков, обеспечивающих личную безопасность, формирование стремления к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих людей.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели курса «Личная безопасность ребенка».
  • Ознакомление с опасностями, угрожающими ребенку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб в опасных и чрезвычайных ситуациях.
  • Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Формирование навыка выбора оптимальной модели поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
  • Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, осознание важности и приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.
По своей структуре данный курс тесно связан с соответствующими разделами программ «Культура безопасности жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Отличие состоит в том, что вопросам обеспечения личной безопасности уделяется не 10%, а 100% времени занятий. При этом 17% времени посвящено практической отработке навыков самообороны и 50% – навыкам обеспечения профилактики чрезвычайных ситуаций социального характера, развитию умения предвидеть опасность.
Программа курса ориентирована на работу с детьми в возрасте от 7 до 11 лет, так как именно в этом возрасте можно развить заложенные родителями навыки безопасного поведения в стройную систему собственной личной безопасности ребенка.
Комплектование групп происходит по принципу равенства возраста обучающихся (особенно первоклассники), но возможны и формирование разновозрастных групп из учащихся 2-4 классов.
Программа рассчитана на 24 часа (реализуемых в течение 3-х месяцев), из них на теорию отводится 12 часов, на практику – 12 часов.
Возможно увеличение (или уменьшение) количества часов, что зависит от особенностей данного общеобразовательного учреждения.
Необходимо отметить, что практически каждое занятие состоит из теоретической части, на которую отводится до 50% времени, и практической. Поэтому нет «чистых» теоретических или практических занятий.

Важной особенностью программы является «спиралевидное изучение материала. Это означает, что все большие темы разбиваются на несколько блоков, и блоки эти изучаются с перерывом от двух до четырех недель. Это позволяет отрабатывать необходимые навыки в течение всего курса. Например, занятия по изучению основ самообороны проводятся через два-три занятия. 
В этом случае качество усвоения материала резко повышается по сравнению с традиционным изучением материала, при котором большие темы изучаются одна за другой.
Режим занятий определяется особенностью курса. По мнению специалистов в области личной безопасности, длительность такого курса должна быть в пределах двух или трех месяцев, чтобы нужные навыки закрепились у каждого обучающегося.
Поэтому занятия планируется проводить дважды в неделю в течение трех месяцев.
Материалы составляются конкретно к каждому уроку на листе А4. Каждый учащийся получает такой лист, на котором распечатан весь теоретический материал урока, и вклеивает этот лист в тетрадь.
Родители каждого учащегося дополнительно к этим материалам могут получать дополнительные материалы, включающие в себя данные государственной статистики чрезвычайных ситуаций социального характера с обязательным указанием источников информации. Эти материалы предназначены исключительно для родителей и позволяют им знакомиться с мнениями по данной проблеме различных СМИ и отдельных специалистов.
Формы проведения занятий определяются индивидуальными особенностями обучающихся.
Практически на каждом занятии используется элемент игры, так как игра – одна из важнейших сфер жизнедеятельности ребенка.
Моделируются различные чрезвычайные ситуации социального характера, в ходе которых детям необходимо найти наиболее рациональное решение возникшей проблемы.
Пройденная ситуация – безопасна. Поэтому отработке практических действий обучающихся уделяется первостепенной внимание. В комфортной обстановке обучающиеся могут проявить качества, о наличии которых у себя до того не подозревали. Это изобретательность, хитрость, решительность и т.д.
В процессе бесед с родителями и обучающимися выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет гибко выстраивать процесс обучения. Варьируются виды деятельности, их продолжительность в течение каждого занятия, соотношение теоретической и практической частей.
Для отработки основ самообороны используется специальное оборудование, включающее в себя макивару для отработки ударов ногой, защитные накладки на ногу для руководителя курса.
Поскольку целью краткого курса самообороны является не освоение какого-либо вида самозащиты, а освоение нескольких конкретных приемов, спортивный зал не требуется. Отработка способов освобождения от захватов проводится в обычном помещении и в обычной одежде. Посещение занимающимися какой-либо спортивной секции всячески поощряется.
Программа данного курса включает групповые и индивидуальные формы обучения в зависимости от темы занятий.

Ожидаемые результаты.

У родителей: повышение уверенности в своих детях, расширение возможности решать с детьми множество важных вопросов (необходимость ребенку одному остаться дома и т.п.).
У ребенка: повышение собственного уровня личной безопасности сопровождается  интенсивным личностным развитием, поскольку он может принимать безопасные решения в различных ситуациях; снижается виктимность поведения, то есть ребенок ведет себя во всех ситуациях не как жертва, но как уверенный в себе и решительный человек.
Способы определения результативности занятий следующие:
  • беседы с обучающимися и их родителями в ходе занятия и после него;
  • выдача на дом тестов с ключами для самостоятельного определения родителями уровня теоретической подготовки обучающихся;
  • проведение в ходе занятий тестовых работ по созданию смоделированных ЧС социального характера с последующим наблюдением за поведением обучающихся в этих ситуациях;
  • сбор информации о случаях успешного применения обучающимися знаний, умений и навыков, полученных на занятиях курса;
  • анализ ситуаций, в которых обучающийся допустил ошибку, которая могла привести к неприятным последствиям.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: соревнования по теме «Личная безопасность ребенка».
Цель мероприятий: обобщение знаний по изучаемой теме, демонстрация приобретенных умений и навыков.
Изучение курса «Личная безопасность ребенка» позволяет обучающимся:
  • сформировать навыки действий в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера, избегая ущерба для себя и окружающих людей;
  • освоить способы уверенного и осторожного поведения дома, в школе, на улице;
  • научиться конкретным приемам действий в опасных ситуациях, в том числе способам поиска помощи;
  • познакомиться с приемами самообороны, которые в случае реальной опасности дадут ребенку шансы сохранить жизнь и здоровье.
Учебно-тематический план курса «Личная безопасность ребенка». 24 часа.

Наименование темы

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

Ребенок один дома, в квартире

 

 

 

1.1

Незнакомый человек. У ребенка нет тайн от родителей!

1

0,5

0,5

1.2

Разговор с незнакомцем.

1

0,5

0,5

1.3

Основы безопасности ребенка, оставшегося одного дома

1

0,5

0,5

1.4

Разговор по телефону. Как не выдать тайну? Как правильно вызвать экстренные службы?

1

0,5

0,5

2

Ребенок выходит во двор

 

 

 

2.1

Как безопасно выйти из квартиры и зайти в нее. Как безопасно выйти из подъезда и зайти в него. Незнакомец в лифте.

1

0,5

0,5

2.2

Какие опасности для ребенка таятся во дворе его дома.

1

0,5

0,5

2.3

Как «почувствовать» опасность («шестое чувство»)? Виктимность поведения.

1

0,5

0,5

2.4

Как вести себя с кошками  и собаками.

1

0,5

0,5

3

Ребенок выходит в город

 

 

 

3.1

Продумывание маршрута как важная составная часть системы личной безопасности.

1

0,5

0,5

3.2

Что должен знать и уметь делать ребенок, чтобы не потеряться вдали от дома. Что нужно делать потерявшемуся ребенку, чтобы максимально облегчить свои поиски. Как и кого ребенок может попросить о помощи, не подвергая себя опасности.

1

0,5

0,5

3.3

Толпа. Правила безопасного поведения в толпе.

1

0,5

0,5

3.4

Антитеррор.

1

0,5

0,5

4

Ребенок выходит из города на природу

 

 

 

4.1

Аварийный комплект туриста.

1

0,5

0,5

4.2

Заблудился в лесу. Как подать сигнал бедствия и продержаться до прихода помощи ребенку, заблудившемуся в лесу.

1

0,5

0,5

4.3

Укусы насекомых. Клещ.

1

0,5

0,5

5

Ребенок оказывает сопротивление в случае нападения (закричал, вырвался, убежал)

 

 

 

5.1.

Схема самообороны ребенка в случае нападения на него взрослого человека (закричал, вырвался, убежал, рассказал).

1

0,5

0,5

5.2

Крик как основное средство самообороны ребенка.

1

0,5

0,5

5.3.

Освобождение от захватов.

1

0,5

0,5

5.4.

Основы ударной техники ног.

1

0,5

0,5

5.5.

Техника быстрого и правильного бега с места нападения.

1

0,5

0,5

5.6.

Как правильно рассказать родителям или опекающим ребенка взрослым о попытке нападения.

1

0,5

0,5

6

Ребенок и огонь

 

 

 

6.1.

Действия ребенка при пожаре в квартире.

1

0,5

0,5

6.2.

Действия ребенка при пожаре в доме или любом другом общественном здании.

1

0,5

0,5

7

Система личной безопасности ребенка

 

 

 

7.1.

Создание собственной системы личной безопасности ребенка как долговременный процесс.

1

0,5

0,5

 

Итого:

24

12

12


Содержание программы составили следующие основные темы:
1. Ребенок один дома, в квартире (4 ч)
1.1. Понятие «незнакомый человек» как основное понятие системы личной безопасности ребенка. Необходимость поддержания тесного контакта ребенка и родителей как условия своевременного реагирования на возможные опасности.
Практическая работа:
- Определение обучающимися знакомых и незнакомых людей из предложенного списка.
- Устная характеристика возможного поведения незнакомого человека, выявление умения ребенка распознавать степень его опасности в различных ситуациях.
- Порядок рассказа родителям о том или ином событии.
1.2. Разговор с незнакомцем. Умение вести беседу вежливо, но твердо, не раздражая собеседника, но и давая ему понять, что его возможные предложения будут отвергнуты. Отсутствие в разговоре угроз, которые могут вынудить незнакомца к опасным действиям.
Практическая работа:
- Ведение беседы с «неагрессивным незнакомцем» с перемещением в безопасное место и
рассказом о произошедшем родителям.
- Ведение беседы с агрессивным «незнакомцем».
1.3. Основы безопасности ребенка, оставшегося одного дома. Как необходимо укрепить входную дверь, окна, стены. Какие средства связи должны быть дома и у родителей.
Практическая работа:
- Разыгрывание ситуаций «незнакомец стучится в дверь». Уловки незнакомцев.
- Отработка процедуры открывания двери знакомым людям.
1.4. Разговор по телефону. Как не выдать тайну? Как правильно вызвать экстренные службы?
Практическая работа:
- Моделирование и практическое ведение разговоров по телефону.
- Определение информации, которую нельзя сообщать по телефону.
- Отработка ведения беседы с представителями экстренных служб (пожарная служба,
скорая помощь, милиция).
 2. Ребенок выходит во двор (2 ч)
2.1. Как безопасно выйти из квартиры и зайти в нее. Как безопасно выйти из подъезда и зайти в него. Незнакомец в лифте.
Практическая работа:
- Разыгрывание ситуаций «безопасное поведение в следующих ситуациях: вход в квартиру и выход из нее, вход в подъезд и выход из него, пользование лифтом».
2.2. Какие опасности для ребенка таятся во дворе его дома.
Практическая работа:
- Изучение совместно с родителями собственного двора: обнаружение колодцев,  
подвалов, чердаков как мест повышенной опасности.
- Наблюдение за припаркованными во дворе машинами как источниками возможной
опасности (могут внезапно начать движение, могут загореться и т.п.)
2.3. Как «почувствовать» опасность («шестое чувство»)? Виктимность поведения.
Практическая работа:
- Практическая демонстрация отличия виктимного поведения от уверенного и
осторожного.
- Определение признаков возможной опасности (медленно едущая машина с
тонированными стеклами, незнакомец, внезапно подошедший в малолюдном переулке,
скалящаяся собака без намордника и поводка и т.д.).
2.4. Как вести себя с кошками и собаками.
Практическая работа:
- Отработка поведения, ориентированного на недопущение агрессии по отношению к себе
со стороны домашних животных и их хозяев.
- Определение степени опасности собаки (или кошки) по внешнему виду и манере
поведения. Усвоение знаний о бешенстве и его проявлении у животных.
- Отработка действий при нападении собаки на ребенка с целью минимизировать
повреждения и как можно быстрее позвать на помощь. Первая медицинская помощь при
укусе ребенка собакой или кошкой.
3. Ребенок выходит в город (6 ч)
3.1. Продумывание маршрута как важная составная часть системы личной безопасности.
Практическая работа:
- Изучение атласа и различных карт места проживания (области, города, района).
Определение на карте местоположения своего  дома, а также школы, Дома культуры,
Дворца спорта и др.
- Составление безопасного маршрута от дома до школы с определением как опасных мест
(пустыри, стройки), так и мест, в которых можно получить помощь (отделения банков,
магазины, больницы и т.п.).
3.2. Что должен знать и уметь делать ребенок, чтобы не потеряться вдали от дома. Что нужно делать потерявшемуся ребенку, чтобы максимально облегчить свои поиски. Как и кого ребенок может попросить о помощи, не подвергая себя опасности.
Практическая работа:
- Закрепление правил поведения ребенка в местах скопления большого количества людей (торговых центров, цирка, зоопарка).
- Отработка последовательности практических действий ребенка (определение места
встречи, подготовка «визитной карточки ребенка», репетиция беседы с кассиром,
охранником и другими незнакомыми людьми, которые могут оказать помощь,
не подвергая ребенка излишней опасности).
3.3. Толпа. Правила безопасного поведения в толпе.
Практическая работа:
- Отработка последовательности практических действий ребенка в местах массового скопления людей (что надеть, что взять с собой, кого оставить дома).
- Отработка движения в толпе. Распределение ролей между родителями и детьми. Учет возрастных особенностей людей, составляющих толпу.
3.4. Антитеррор.
Практическая работа:
- Усвоение основных знаний о природе терроризма (с учетом возрастных особенностей
обучающихся). Обсуждение  целей террористов, их психологических портретов.
- Отработка поведения обучающихся при нападении террористов, при нахождении среди
заложников, при штурме помещения спецподразделениями.
- Поведение при обнаружении подозрительных предметов.
4. Ребенок выходит из города на природу (3 ч)
4.1. Аварийный комплект туриста.
Практическая работа:
- Обоснование необходимости наличия аварийного комплекта у каждого человека,
путь которого лежит через лес (лесопарк, парк в черте города, заповедник и т.п.).
- Подготовка аварийного комплекта и объяснение предназначения каждой из его
составляющих.
4.2. Как подать сигнал бедствия, продержаться до прихода помощи ребенку, заблудившемуся в лесу.
Практическая работа:
- Общие основы выживания юного туриста, отставшего от группы.
- Основы ориентирования (карта, компас, природные ориентиры).
4.3. Укусы насекомых. Клещ.
Практическая работа:
- Изучение внешнего вида клеща по рисункам и фотографиям.
- Отработка практических навыков вытаскивания впившегося клеща (с использованием
специально приготовленных имитационных образцов клеща в натуральную величину).
5. Основы самообороны ребенка (закричал, вырвался, убежал, рассказал) (6 ч)
5.1. Схема самообороны ребенка в случае нападения на него взрослого человека.
Практическая работа:
- Усвоение знаний о схеме самообороны ребенка. Объяснение необходимости каждой
составляющей системы.
5.2. Крик как основное средство самообороны ребенка.
Практическая работа:
- Отработка умения громко и правильно выкрикивать определенные слова в той или иной
конкретной ситуации (Ты чужой, я тебя не знаю! Пожар! …Это не мой папа! И т.д.)

5.3. Освобождение от захватов.
Практическая работа:
- Отработка основ освобождения от захватов. Уяснение того факта, что чудес не бывает, и
что нужна серьезная длительная отработка этих приемов.
5.4. Основы ударной техники ног.
Практическая работа:
- Отработка ударов ногой в голень нападающего. Понимание необходимости длительной отработки этого элемента с целью достижения необходимых результатов.
5.5. Техника быстрого и правильного бега с места нападения.
Практическая работа:
- Отработка техники быстрого и правильного бега с места нападения.
5.6. Как правильно рассказать родителям или опекающим ребенка взрослым о попытке нападения.
Практическая работа:
- Усвоение знаний о необходимости рассказа родителям или опекающим ребенка
взрослым (учителям, воспитателям) о попытке нападения на ребенка.
- Отработка правильного построения рассказа о происшествии.
6. Ребенок и огонь (2 часа)
6.1. Действия при пожаре в квартире.
Практическая работа:
- Отработка практических действий ребенка при пожаре в квартире.
6.2. Действия ребенка при пожаре в доме или любом другом общественном здании.
Практическая работа:
- Отработка практических действий ребенка при пожаре в доме или любом другом
общественном здании (школе, цирке, кинотеатре).
7. Система личной безопасности ребенка (1 ч)
7.1. Создание собственной системы личной безопасности ребенка как долговременный
процесс, учитывающий возрастные особенности обучающихся  и включающий в себя
теорию и практику как предметной, так и психологической подготовки.
Практическая работа:
- Усвоение знаний о том, что входит в понятие «Система личной безопасности ребенка»,
понимание того, что процесс создания и развития данной системы продолжается всю
жизнь человека.
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • иметь представление об опасностях, угрожающих человеку, чрезвычайных ситуациях социального характера в конкретной территории проживания, об организации взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях;
  • использовать полученные знания для безопасного поведения в жизненных ситуациях;
  • соблюдать нормы, обеспечивающие собственную безопасность;
  • уверенно и осторожно действовать в конкретных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни ребенка;
  • уметь выстраивать взаимоотношения с другими людьми;
  • обладать уверенностью в возможности развития у себя необходимых для безопасного поведения качеств;
  • принимать ценность собственного психофизического и социального здоровья;
  • осознавать ответственность за свои действия;
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое обеспечение:
Плакаты, брошюры, авторские и составительские материалы, фильмы, обучающие карточки, макивара для отработки ударов по голени, щитки на голень, накладки на руки, боксерская лапа.
Учебно-методическое обеспечение:
- разработки моделирующих чрезвычайные ситуации социального характера ролевых игр, конкурсов на тему обеспечения личной безопасности;
- рекомендации по проведению практических работ, имеющих целью отработку тех или иных навыков безопасного поведения;
- дидактический и лекционный материалы, распечатанный на листах формата А4 для выдачи каждому занимающемуся, методики проведения теоретических и практических занятий по обучению детей основам личной безопасности;
- сайт http://filimon11.ru, на котором формируется тематический центр по детской безопасности, ведение тематической бесплатной рассылки «Как воспитать осторожного ребенка» с формой подписки на вышеуказанном сайте.

Список литературы
Нормативно-правовое обеспечение.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: ЭКСМО, 2006. 64 с.
2. Закон РФ  «О безопасности». – Спб: Речь, 2005. – 15 с.
3. Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1-4, 5, 6, 7, 9 классов) / В.Н. Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. – Екатеринбург, ИРРО, 2006. -  34 с.
4. Закон РФ «Об образовании». – М.: Приор, 2007. – 48 с.
5. Декларация о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.
6. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М.: Омега, 2005. – 32 с.
7. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: Астрель, 2004. – 446 с.
Программно-методическое обеспечение
1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 332 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
2. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.- (Б-ка учителя ОБЖ).
3. Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия/Авт.-сост. С.В. Петров. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 128 с.
4.  Борба, Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться.: Пер. с англ.– М.:Издательский дом «Вильямс», 2005.– 320с.: ил.
5.  Брюс Ли. Искусство выражения человеческого тела/Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – 256 с.
6.  Гаткин Е.Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска / Евгений Гаткин. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 510, [2] с.: ил.
7. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. учреждений / А.В. Гостюшин. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. – 253, [3] с.: ил.
8.  Дубягин Ю., Богачева О. «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления» (http://lib.ru/KIDS/sechild.txt)
9.  Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие / Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПб.: «КАРО», 2002. – 240 с., ил.
10.  Защити себя. Боевая и специальная подготовка разведчика/Авт.-сост. Д.И.Дудинский. – Мн.: Харвест, 2004. – 96 с.: ил. – (Защити себя)
11. Защити себя. Основы безопасности и выживания в городе/Авт.-сост. В.В.Петров. –
Мн.: Харвест, 2004. – 96 с.: ил. – (Защити себя)
12. Защити себя. Разведка/ Авт.-сост. П.Н.Иванов. – Мн.: Харвест, 2004. – 96 с.: ил.
13. Защити себя. Рукопашный бой./Авт.-сост. П.Н.Иванов.– Мн.: Харвест, 2004. – 96 с.:ил.
14. Защити себя. Самозащита: юридические и теоретические аспекты/Авт.-сост. А.Н.Века.
– Мн.: Харвест, 2004. – 96 с.: ил. – (Защити себя)
15. Защити себя. Топография, ориентирование и основы тактики/Авт.-сост. Н.В. Адамчик.
– Мн.: Харвест, 2004. – 96 с.: ил. – (Защити себя)
16. Защити себя. Физическая и психологическая подготовка разведчика / Авт.-сост. Д.И.  
Дудинский.–Мн.:Харвест,2004.–96с.: ил.– (Защити себя)
17. Коллинз С. Стань сам себе ангелом-хранителем: Самозащита для всех/ С. Коллинз;
Пер. с англ. Ю. Суслова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство
Астрель», 2004. – 160 с.: ил.
18. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9
кл.: Дидактические материалы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с.: ил.
19. Макнаб К., Рэбайгер Дж. Выживание в городе/Крис Макнаб, Джоанна Рэбайгер. – Пер.
с англ. В.Н. Егорова. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 336 с.: ил. – (На грани экстрима)
20. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –
128 с, (Серия «Вместе с детьми».)
21. Мастер Чой. Хапкидо для начинающих/Серия «по системе спецназа». – Ростов н/Д:
«Феникс», 2005. – 128 с.
22. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
5-9 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.: ил.
23. Нельсен Дж., Лот Л., Глен С. Воспитание без наказания: 1001 решение проблем воспитания/Пер. с англ. Д.М. Курмангалиевой; художник И.А. Деемковский. – Мн.: «ИнтерДайджест», 1997. – 384 с. – («Библиотечка настольных книг»).   С. 225, 326
24. ОБЖ. Старшая группа. Занимательные материалы/ Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
25. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника/В.П. Ситников. – М.:Филол. об-во «СЛОВО», АСТ, Компания «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 448 с.
26. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 640 с. (Серия «Психология детства»).
27. Самозащита. Мини-энциклопедия. М.: Астрель-АСТ, 2001. – 240 с.
28. Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. Обеспечение личной безопасности и безопасности ваших близких. – М.: ИВФ Антал, 1996.
29. Статмен Пола. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей// Пер. с англ. С.А.Юрчука. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 272 с.(Серия "Психология детства: Современный взгляд").
30. Степанов М. «Как выжить в городских джунглях или самооборона для непосвященных»/М.Степанов, О.Майоров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208с.
31. Степанов М.В., Майоров О.В. Защитный код: Как выжить в нашем городе. – М.: Грифон, 2007. – 496 с.
32. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 126 с.: ил.
33. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
34. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях /Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.
35. Я познаю мир: Основы безопасности жизнедеятельности: Энцикл./Авт.- сост. С.Н. Зигуненко; Худож. В.Н. Родин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 399, [1] с.:ил.

Сведения об авторе.
1. Рулев Михаил Александрович.
2. 1968 г.р.
3. Стаж работы в школе – 17 лет. По образованию - учитель физики и информатики.
Высшая категория (подтверждена в 2006 году).
4. Кандидат педагогических наук (с 2002 г). Старший преподаватель кафедры МПФ и   
ТСО физического факультета УрГПУ.
5. Стаж преподавания курса «Личная безопасность ребенка») - 4 года:
2004-2007 во 2-4 классах МОУ гимназия № 212
Апрель-май 2008 – во 2-4 классах МОУ гимназия № 47.
2007- по наст. время -   в 1-4 классах МОУ гимназия № 205 «Театр».
6. Телефон. 8-912-24-18151. E-mail: filimon11@yandex.ru.
Сайт «Детская безопасность»: http://filimon11.ru
7. Адрес: г. Екатеринбург, а/я 6.